Поскольку сегодня есть повод, хочу поделиться своими очередными открытиями в области диктатороведения и тоталитаристики.
Как известно, родиной нашего страха до сих пор считалась Колыма. Однако в книжке американских журналистов Барта МакДауэлла и Дина Конджера “СССР сегодня. Путешествие через всю Россию”, опубликованной National Geographic в 1977 году, мы находим аргумент, с которым вам будет очень сложно поспорить.
Страх закладывался в нас, наших родителей и прародителей еще с… пеленок. Возможно, он закладывался ими прямо в пеленки. И ведь действительно — едва появившись на свет, человек в наших суровых условиях сразу же попадал (и попадает) под всевозможные ограничения.
В главе “Русский характер” Барт МакДауэлл анализирует это явление всерьез:
“Впервые я столкнулся с жестким пеленанием в зимний полдень в Хабаровске. Мне нужно было отправить друзьям в Москву несколько книг, я зашел на почту, где ее сотрудники помогали отправителям уместить посылки в деревянные ящики и обернуть их тканью. Пока оформляли мою посылку, я заметил совсем рядом с собой молодую семейную пару. Их аккуратно запакованный сверток лежал на столе без сопроводительной этикетки. Внезапно посылка начала издавать воркующие звуки. Молодая женщина отогнула покрывало, и на на нас уставилось лицо теплого и, по всей видимости, счастливого ребенка.
Традиция русского пеленания породила настоящие споры среди западных наблюдателей. То, как пеленают в России, отличается от пеленания в других северных странах: русских заворачивают тщательнее и держат в таком состоянии дольше. С рождения многие русские младенцы пребывают в таком “связанном”, как говорят babushkas, состоянии. Вытянутые вдоль туловища руки и ноги прочно смотаны длинным куском ткани. Ребенок становится неподвижным, как полено. Когда приходит время кормить, а большинство русских матерей кормят грудью, дитя освобождается и прикрывается свободной шалью. Младенца освобождают также для перемены пеленок и мытья. Традиция предписывает держать его в таком стесненном состоянии первые девять месяцев жизни. Сегодня, по оценкам советских педиатров, детей связывают в среднем по пять-шесть месяцев.
Педиатры не поощряют такую практику, но она тем не менее распространена. Ученые, разделяющие взгляды Фрейда, убеждены, что такой опыт в младенчестве сказывается на развитии личности и имеет большое психологическое значение. Например, доктор Джеффри Горер считал, что подобное пеленание вызывало дискомфорт и озлобление, которые впоследствии провоцировали чувство страха или вины. С этой точки зрения, возможно, пеленание как-то связано с выразительностью русских глаз (это единственная часть тела, которую не лишают свободы). Отсюда же очевидное пристрастие к негативным переживаниям и восторженное отношение к быстрому движению (надо полагать, мистер МакДауэлл тут на Гоголя намекает)
Впрочем, на родине Ленина Фрейда не считают настоящим пророком….”
Понятно, что книжка написана с юмором. И все-таки в каждой шутке… А ведь я давно заметил что-то близкое, понятное, родное, тоталитарное в светящихся негодованием глазах Юры Дудя.